129-летие Артема-Сергеева!

7 марта (по новому стилю - 19 марта) 1883 года в селе Глебово Фатежского уезда Курской губернии, в семье государственного крестьянина Андрея Арефьевича Сергеева родился сын – Федор. Тот самый Федор Сергеев, который вошел в историю под своим подпольным именем – Артем! Тот самый Артем, который стал основателем и руководителем Донецкой республики!

Автор фото: Сергей Ваганов

Я не буду сейчас рассказывать о биографии Артема – об этом я пишу на страницах данного сайта каждый день, по мере возможности буду добавлять уникальные документы и материалы о жизни и деятельности легендарного революционера. С одной стороны, можно сказать, что его деяния хорошо изучены и подробно описаны. Но с другой стороны, как это ни парадоксально, истинная биография Артема еще не написана!

Благодаря тому, что он был практически канонизирован на официальном уровне в Советском Союзе, об Артеме написано немало восторженных мемуаров и книг. Но они, действительно, скорее напоминают «Жития святых». Авторы биографий революционера идеализировали его деятельность, старались изобразить исключительно как несгибаемого борца, которому чужды были страдания, человеческие чувства, эмоции, душевные метания. Поэтому хранящиеся в архивах письма лидера ДКР цитировались с купюрами. Некоторые неудобные страницы биографии Артема вообще старались изымать и затирать. Так, старательно обходился тот факт, что, несколько лет проживая в Австралии, Сергеев стал британским подданным.

А когда всю советскую историю современные историки (чаще всего – те же самые, которые и создавали мифы коммунистические) выкинули на свалку и стали переписывать по-новому, автоматически меняя знак «плюс» на знак «минус», когда советский иконостас в одночасье стал чуть ли не списком кровавых тиранов и злодеев, фамилию Артема стали активно затирать. Казалось бы, вот она – возможность объективно оценить роль и значение данной личности в истории. Ан нет! Улицы Артема исчезают, из учебников истории его имя вымарывают, порождаются новые мифы, совершенно не имеющие под собой оснований.

Между тем, Артем-Сергеев - фигура, чья биография достойна тщательного, объективного и непредвзятого изучения. Это плоть от плоти, история Донбасса, Харькова, Днепропетровска – тех самых регионов, которые сейчас зовутся Восточной Украиной. Изымать эту фигуру из истории – это значит, изымать яркую страницу истории этого края.

Уроженец Курской губернии Федор Сергеев переехал в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), когда ему еще не было 5 лет. При этом хочу отметить, что и отец, и дед  Арефий Иванович имели прямое отношение к истории заселения и освоения Донбасса. Практически вся их деятельность (бизнес, как сказали бы сейчас) была связана со строительными работами на стремительно развивавшемся Юге России. Еще одна неудобная страничка из биографии Артема, замалчивавшаяся в СССР: его отец промышлял тем, что руководил строительством церквей в селах и городках Донбасса. Именно на этом поприще Андрей Сергеев сколотил неплохое по меркам крестьянина состояние, что позволило его сыну получить прекрасное образование. Когда сравниваешь письма, написанные Андреем и Федором Сергеевыми, понимаешь, какой культурный, образовательный скачок совершил сын, каким талантом он обладал, постигая науки уж точно без помощи своих родителей!

О биографии Артема можно рассказывать долго. Каждая страница этого повествования будет яркой и уж точно нескучной. Только о его путешествии по миру можно снять длинный захватывающий сериал, не говоря уже о революционной борьбе и неимоверным историям, связанным с уходом от полиции и охранки!

Но знаете, что меня поражает больше всего в биографии этого человека? Первое, что бросается в глаза, – это лидерские качества Артема! Где бы он ни появлялся (даже будучи еще юношей), он моментально становился во главе той или иной организации, той или иной группы людей! К примеру, появился он на своем первом заседании Союза русских эмигрантов в Австралии – и моментально стал его руководителем, после первого же своего выступления там! К его возвращению на родной Юг России в 1917 г. за лидерство в среде большевиков шла неимоверная грызня. Но стоило появиться Артему – и с его лидерством моментально стали считаться все те, кто готов был грызть друг другу глотки за кресла и влияние. Это ж какой харизмой надо обладать, чтобы моментально заставлять считаться с собой тех, кто много старше тебя!

Можно долго спорить о том, правы или нет были большевики, можно долго ломать копия вокруг оценки последствий Октябрьской революции, но нет никаких сомнений в масштабности фигуры Артема-Сергеева, в его значимости и особости в истории тех регионов, которые сейчас называются Восточной Украиной.

В следующем году будет отмечаться 130-летний юбилей этого человека. Я призываю уже сейчас начать подготовку к празднованию годовщины. Призываю депутатов уже сейчас внести юбилей Артема в перечень отмечающихся на государственном уровне. И уж конечно, особо призываю общественность Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областей активно влиять на свою региональную власть с тем, чтобы та достойно отметила годовщину создателя ДКР.

Кстати, почему бы нам к юбилею не обсудить проект воссоздания замечательного памятника Артема-Сергеева в Артемовске? Памятник стал вершиной творчества знаменитого скульптора Ивана Кавалеридзе, но он был разрушен в годы войны. По-моему, Артем, Кавалеридзе и славный Донбасс достойны того, чтобы этот памятник вновь стоял на своем месте! Призываю предпринимателей Донбасса вкладывать средства не только в памятники «героям Крут», не только в «больницы будущего», создающиеся в каких-то амерканских штатах, не только в батуринские или «голодоморные» прожекты, но и в увековечение, возрождение славы своего родного края!

Памятник Артему в Артемовске работы И. Кавалеридзе

Социальные сети:           


129-летие Артема-Сергеева!: 21 комментарий

  1. Для Донбасу, більш актуальною є особа Скрипника, від був з місцевих на відміну від більшості лідерів ДКР і того ж Артема, його національна концепція перемогла, а не економічна Сергеєва та інших. Скрипник також мав мужність на самогубство, коли побачив куди веде СРСР Сталін, а лідерів ДКР поставили до стінки колеги по партії, відчуйте різницю, як кажуть. Микола Скрипник №1, а тоді вже всі інші, так вже склалося історично пане Корнілов.

  2. К Вашему сведению, Олексий, Скрыпник родился в Ясиноватой и в детские годы укатил оттуда в Курскую губернию. А Артем родился в Курской губернии, но с четырех лет поселился в Екатеринославе. Я уж не говорю о том, что и дед, и отец Артема работали в Донбассе.
    Почему-то харьковская пресса считала именно Артема, Межлаука, Рухимовича местными, а вот Скрыпника, Бош, Медведева и других представителей Цикуки – пришлыми, гастролерами… Как Вы думаете, почему?
    Ну, а насчет «сравнения гибели» Артема и Скрыпника – Вы ж, правда, пошутили по поводу «до стінки колеги по партії»?

  3. Про харківську пресу я звичайно не вкурсі, ви сиділи в архівах і матеріалів у вас більше. Треба вивчати прізвища редакторів, склад редакцій до яких належали груп, звідки приїхали, чи були місцеві. Але більш актуальним для Донбасу, протягом останніх принаймі 80 років був звичайно М. Скрипник, його концепція перемогла і цього достатньо. Хоча Сергеєв був більше розпіарений ніж Скрипник і помер рано, незрозуміло, як би його життя склалося, як би не загинув так рано, можливо став би «Ворошиловим», а можливо «Кіровим» або «Тухачевським».

  4. Я не сомневаюсь, что Артем не пережил бы Террора. Буквально сегодня обнаружил в его неизданных письмах фразу: «Люди моего типа не переживают революций».
    А что касается харьковской прессы, я уже приводил сии ссылки (читайте тут: http://kornilov.name/hronologiya-21-fevralya/).

  5. Стаття дійсно прикольна, але мені наприклад незрозуміло, яке діло меньшовикам до Цикуки це по-перше, по-друге, аргументи щодо партійного стажу Кулика, Бош або Скрипника взагалі не переконують, ці люди з партійним стажем, перевірені партією комуністи, щодо демагогії Скрипник був людиною діла і це факт, можливо Скрипник чимось заважав меньшовикам, перешкоджав їхній діяльності, або обмежував їхнє фінансування, я ж кажу треба розбиратися.

    • Да разбирайтесь, сколько Вам угодно. Лично я разобрался уже, о чем привожу много документов в книге. Почитали б уже – и Вам легче было б разобраться. Дело ж не в меньшевиках, дело в том, как данных господ воспринимали харьковцы. Меньшевики ведь и Артема со товарищи не любили, но все равно считали «своими», местными идеологическими противниками.

  6. Я тоже считаю, что этих Годзилл-Артемов нужно снести к чертям собачим на Донбассе, никакой ни эстетики, одна безвкусная гигантомания Кавалеридзе.

  7. Ну, видите, в этом Вы полностью солидаризировались с нацистами!

  8. А Скрыпнык действительно много сделал для украинизации за это честь ему и хвала.

  9. С первой частью согласен: действительно много сделал. Хотя хвалить его за это, разумеется, не буду. Тем поразительнее тот факт, что его и иных украинизаторов не чтут современные «державотворныки»-националисты…

  10. Почему? Мне ненравятся просто уродливые памятники. И, устати, много современных украинских я бы тоже снес, потому что они уродливы, сделаны черти-как, без пропорций. Бандеры-Ленины или Грушевские двухметровые это тоже никуда не годится. Или ставится памятник нормальный или лучше его не ставить вовсе.

    • А Вы «уродливость» памятников «кисти Кавалеридзе» по их идеологическому содержанию определяете? Скажем, памятник Тарасу Шевченко или княгине Ольге тоже предложите снести? В этом Вы тоже не будете оригинальны.

  11. Ну это минус для них, что не чтут. Их отпугивает большевистская составляющая. Но меня больше интересует его национальная, гуманитарная политика. Вот вам тоже в ДКР нравится не их большевизм, а их русскость. Как-то так.

    • Да, согласен. Потому и ограниченные они люди – сии националисты…

  12. Пане Корнілов дочитую історію Балкан у 20 столітті, тоді книгу про співпрацю комуністів з Беніто Мусоліні і його режимом, а вашу книгу третьою, вибачайте, і не нервуйте ви так, це ж все-таки дискусія. Ви, як людина більш старшого покоління застали трошки інший СРСР, можливо більш ідеологічний, більш послідовний більш цілісний. Для мене та країна була дивна, зневажливе споживацьке ставлення до села, діти робітників стали зневажливо ставитися до робітничих професій, і це все це в країні пролетаріату. Кримінальна субкультура, розборки між кварталами, схиляння перед заходом, а в середені країни перед РСФСР, а все це закладалося в 17.

    • ??? Это в каком же слове, Олексий, Вы мое «нервничанье» усмотрели??? Наоборот, я Вам пишу: разбирайтесь, сколько Вашей душе угодно. И даже отвечаю по четвертому кругу на одни и те же Ваши вопросы. Потому и предлагаю Вам, дабы не ходить по кругу: почитайте (неважно, третьей или четвертой в очереди) мою книгу – многие вопросы у Вас отпадут. Правда, глядишь, появятся новые…

  13. ЛИКБЕЗ:
    Олексiй, у вас несколько извращенные представления о советских временах: «..Для
    мене та країна була
    дивна, зневажливе споживацьке
    ставлення до села,
    діти робітників
    стали зневажливо
    ставитися до
    робітничих професій, і це все
    це в країні
    пролетаріату…» – Всё перечисленное- это реалии сегодняшнего дня. А тогда молодёжь работала на заводах, и эти гиганты в Харькове пыхтели в 3 смены. Про село и совхозы: именно рабочие в большинстве и работали там. От всех заводов посылали людей работать в т.н. «зелёный цех» в закреплённом совхозе на всё лето.//
    Так что не надо социально- экономические вопросы затрагивать. Спорь лучше об отсутствии «национальной свидомости».

    • Сейчас более половины молодежи вааще мечтает свалить с Украины куда подальше!

  14. «Находясь почти семь лет в Австралии, где не было никаких революционных потрясений, успел не только вступить в брак с английской баронессой, но и основать Социалистическую партию Австралии»- любопытная информация, если это правда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>