Чому Илько Репин не малював Мазепу?

Опубликованная в прошлом выпуске страницы «Века. Эпохи. Судьбы» острая пародия на современные учебники украинской истории вызвала много откликов, в том числе и негативных. Особенно негативны отзывы сторонников антирусской, «самостийнической» концепции истории Украины. Например, из письма дончанина Вячеслава Гаращенко можно сделать следующий вывод.

Да, «украинцы ищут свои корни среди трипольцев, киммерийцев, скифов, сарматов…»; да, «Украина была, несомненно, выше в интеллектуальном отношении, чем Россия» (это буквальные цитаты из письма). Не только упомянутые в пародии князь Олег и композитор Чайковский были украинцами, но также Циолковский и Достоевский, Чехов и Ахматова (в полемическом запале автор письма упомянул Ахматову в сем перечне даже дважды) и многие другие – все они были украинцы, которые «не смогли принести свой труд во славу своей отчизны – Украины». Все это автор подтверждает, но пародия тем не менее, все равно «ахинея». Хотя не только из многочисленных учебников, но из самого письма ясно, что авторы пародии имели все основания высмеивать чванство, снобизм, манию величия и болезненное самомнение националистов.

В последнее время, действительно, важное место в антироссийском агитпропе часто стал мелькать некий список «тайных» украинцев, которым «клята Iмперiя» не давала развернуться как следует. При этом стараются ограничиться лишь констатацией самого украинского происхождения того или иного деятеля, и как-то само собой подразумевается, что все они радостно поддерживали идею извечной вражды Украины с Россией и с готовностью голосовали бы сейчас за самостийность. А как же, мол, иначе? Ведь украинцы.

Но реальные взгляды на украинскую проблему многих из тех, кого уверенно зачисляют в самостийники, малоутешительны для националистов. Украинцы, оказывается, украинцам рознь.

Выдающийся художник Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) так же часто ныне проходит у самостийников по ведомству их сторонников: он родился на Слобожанщине, в Чугуеве (теперь Харьковская обл.), он рисовал картины на украинские темы, а кроме того, как гордо и многозначительно поведала однажды «Лiтературна Украiна», фамилия Iллi Юхимовича Репина происходит «не вiд росiйскоi «репи», а вiд старовинного украiнського «репина», тобто породи дерева явора».

Репин действительно очень гордился своим малососсийским происхождением. Как впоследствии вспоминала его дочь, «почти каждый день папа читал вслух о запорожцах по-малорусски… и рассказывал о Сечи… Мы и сами из запорожцев, – думалось мне: – папа из Малороссии, а запорожцы – единственный смелый, вольный народ! Так увлекаясь, папа и нас увлекал своими рассказами и чтением. Моему маленькому брату Юре выбрили голову и оставили чуб…»

Чтобы написать свою знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин много путешествовал по Украине и Кубани, тщательно изучал быт казаков, их костюмы, утварь, оружие. Близкий друг Репина украинский историк Дмитрий Яворницкий (свои труды на русском языке он подписывал «Эварницкий») – очень помог художнику своим знанием украинской старины и своими коллекциями археологических древностей. К слову, и сам Яворницкий остался запечатленным на знаменитой картине в виде писаря.

На создание репинского шедевра ушло долгих 12 лет. «Запорожцы» были закончены в 1891г. Были созданы сотни эскизов, многие из которых даже не попали в окончательную редакцию картины. О них одних можно было бы написать книгу.

Но для украинских националистов огромные художественные достоинства картины большой роли не играют. Похоже, что вся заслуга Репина заключалась для них в том, что одно из полудюжины свернутых знамен на заднем плане – желто-синее! Помнится, в жаркое митинговое время заката перестройки самостийники, защищая историчность «жовто-блакитного прапору», в качестве самого «убийственного», по их мнению, вывода тыкали пальцем в картину Репина, что долженствовало рассеять все сомнения скептиков, мол, какие вам еще нужны аргументы?

Это, кстати, лишь еще одно свидетельство того, сколь «историчны» и «объективны» националистические аргументы в дискуссиях и их многочисленные апелляции к прошлому, их источниковедческая аккуратность.

Как раз накануне столетнего юбилея картины та же «Лiтературна Украiна» разразилась большой статьей под выразительным названием «Пiд якими прапорами смiялися «Запорожцi» Iллi Репiна?» Автор статьи привел еще один любопытный аргумент. Дескать, когда Александр III захотел купить понравившуюся ему картину (к слову, а зачем нужны были репинские «Запорожцы» извечным «гонителям украинства»?) он провел тщательную «идейно-политическую» экспертизу на предмет наличия в картине иностранного влияния. И авторитетные ученые заверили, что с этим все в порядке. Отсюда автор статьи пытался выудить подтверждение историчности самостийного флага и «самостийнических» позиций художника. Правда, выходит конфуз: оказывается, что желто-синий флаг вовсе не является символом украинской независимости, если ученые эксперты не узрели в нем угрозы для безопасности империи?

Добавим, что автору статьи привиделось, будто у Репина все флаги желто-голубые, тогда как на самом деле большинство их – красных тонов. Правда, на этот счет в недрах самостийнических легенд уже появилась история о том, как при Постышеве желтые и голубые краски с картины соскоблили.

Впрочем, узреть тогда что-либо в тех флагах было трудно. Флага этого почти никто не знал в России и Малороссии. Он уже мелькал лет за сорок до этого в Галичине (между прочим, самостийников почему-то не смущает то, что по сравнению с современным флагом Украины, на репинском – перевернуты цвета, но кто, когда и зачем «перевернул» флаг вверх ногами – это уже другая история), а в начале 90-х гг. прошлого столетия лишь стал приживаться в Российской Украине вместе с завезенными оттуда идеями о самостийности.

Значительное большинство украинской интеллигенции во главе со своим духовным лидером Михаилом Драгомановым, оставаясь горячими патриотами своего «малого отечества», категорически выступили против отрыва Украины от России. Кто знает, что преследовал Яворницкий, когда доверчивому другу подсказал идею изобразить на картине флаг, которого никогда не было у казаков? Вероятно, он уже начинал склоняться в сторону «самостийничества».

Но был ли самостийником сам Репин?

Во время одного из дружеских ужинов «украинского землячества» Яворницкий предложил Репину продолжить малороссийскую тему и нарисовать портрет Мазепы. Репин ответил чрезвычайно резко:

- Дмитрий Иванович! Я вижу, что вы, поживши в Варшаве, ополячились, окатоличились, возлюбили польских панов, а вместе с ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека. Писать Мазепу я не буду. Я напишу гетмана Хмельницкого.

Яворницкий выждал какое-то время и напомнил еще раз другу о своем сюжете. Репин в ответном письме высказался столь же твердо:

«Я не понимаю смысла и значения этого сюжета теперь, да и тогда он мне так же противен был и достоин только отрицательного отношения к нему. Панская Польша мне ненавистна, а Мазепа – это самый типичный пройдоха, пан поляк, готовый на все для своей наживы и для своего польского гонора.

Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ, имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Я люблю поляков за их культурность – теперь. Но восстановление безмозглого панства, потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, когда бы то ни начиналось!.. Я ума не приложу, что Вы находите значительного в промахнувшихся предателях, в измене, в вероломстве?!

… Простите, что при всей любви и уважении к Вам я не могу ничем поддержать Вас в этой ошибочной, на мой взгляд, тенденции».

Такова была позиция Ильи Репина. Прожив после создания «Запорожцев» еще четыре десятилетия, многое пережив, он так и не сделался самостийником. Он вполне мог подписаться под словами своего друга, известного скульптора Марка Антокольского, сына виленского еврея: «Вся моя горечь, все мои радости, все, что вдохновляло меня, что сделано мной, – все это от России и для России!» Украину от России он не отделял. Так же, как и большинство перечисленных в начале статьи деятелей российской науки и культуры, украинцев по происхождению, по которым столь убивается сейчас националистическая пропаганда.

Февраль 1995 г.

Предыдущая страница

СОДЕРЖАНИЕ

Следующая страница

 

Социальные сети:           


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>