Памяти товарища

Владимир Алексеев

Историк, публицист, политолог, журналист – это далеко не все понятия,  характеризующие многогранный талант Димы (так мы называли его между собой).  Не знаю, имею ли я право называть себя его другом, скорее мы были товарищами, единомышленниками, соратниками. И должен признать, именно системное видение Дмитрием событий, сотрясающих нашу цивилизацию последние 15 лет, его энциклопедические знания, позволяющие безошибочно определить исторические корни идеологического и политического бурьяна, ныне душащего Украину, повлияли и на формирование моего мировосприятия и во многом позволили мне стать таким, как я есть.  

И думаю, что любой думающий человек, прочитавший работы политолога, историка, публициста Дмитрия Корнилова, испытывал те же ощущения, что и гоголевский герой, который на балу промыл глаза волшебной жидкостью и вдруг стал видеть вещи такими как они есть, разглядев чертей вместо танцующих панов и панночек. Так и публикации Дмитрия позволяли уяснить первооснову политических процессов, происходящих на Украине и четко определить, какие именно ценности реально отстаивает та или иная политическая сила, что на самом деле стоит за декларациями того или иного политика. 

Мне всегда было жаль, что статьи Дмитрия могли читать только дончане и немногие (в то время) пользователи интернета. Поэтому мною использовались все свои возможности, чтобы статьи Дмитрия Корнилова повторно увидели свет в газетах Харькова, Киева, Крыма… 

Да, лично мы общались не столь уж часто, проживание в разных городах  не давало такой возможности. Но сколько раз, работая по вечерам над очередной статьей, Дима звонил мне в Киев и подробно расспрашивал, что произошло в этот день в   Парламенте, уточнял детали произошедшего (он был крайне добросовестным в изложении фактов). Иногда, когда Дима приезжал в Киев, он останавливался у меня в гостиничном номере и тогда мы получали редкую возможность не спеша поговорить, обсудив те или иные ситуации, происходящие  политические процессы и неутешительные перспективы нашего общества. 

Никогда не забуду, как после конституционной ночи, вернувшись в гостиницу, я лишь молча махнул рукой на его немой вопрос. В ту ночь, работая «під сокирою» занесенного над нами референдума, парламентарии спешно приняли нынешнюю Конституцию, забыв об обещаниях избирателям, сдав все культурологические составляющие нашего бытия, предав те исторические корни, которые связывали Украину с питательной средой восточнославянской цивилизации, в которой Украина  возникла и в которой сформировался ее народ. За бортом Конституции остались надежды на укрепление восточного вектора украинской политики, на признание реально существующего двуязычия, на сохранение достигнутого уровня социальных прав и гарантий. Мы с Димой открыли бутылку водки и вместе  заглушили боль несбывшихся надежд. Тогда нам удалось на время отогнать мысль о незавидной  судьбе живого организма (а таким, без сомнения, является Украина), отрываемого от корней и пересаживаемого на совершенно чуждую почву. Думается, что если бы таким системным видением нашего исторического прошлого и не столь уж  далекого будущего, которым  обладал Дмитрий Корнилов, прониклась хотя бы небольшая часть наших государственных мужей, Украине удалось бы избежать многих напастей. Пожалуй, никто лучше Димы  Корнилова не вскрыл мутных истоков  явления, которое я именую «мелкогалицким шовинизмом» – господствующей ныне  идеологии с ее патологической русофобией, иногда принимающей параноидальные формы, и с подсознательной установкой на то, что «плеть польского пана милей рукопожатия москаля». 

Конечно, ныне эта идеология доминирует лишь в настроениях нашей элиты и у нынешнего «старшего галицийского брата», большинство же граждан Украины пока думает иначе. Именно это объективное явление – существование в сознании двух совершенно разных Украин – и хотел отразить в своей неоконченной книге «Две Украины» политолог, историк и публицист Дмитрий Корнилов. 

Да, параллельно существует две Украины – Украина Сидора Ковпака, Данилы Кучмы, партизан, подпольщиков и героев форсирования Днепра, и Украина гауптмана Шухевича, вояк 14-й гренадерской дивизии СС (она же – «СС-Галичина»), героев еврейских погромов  и польской резни на Волыни. Существует Украина  хлеборобов, выращивающих хлеб несмотря ни на какую грызню в верхах,  учителей, за мизерную зарплату приходящих к детям в холодные классы и Украина  перекрашенных партработников, продажных поэтов и «флюгеров» – ученых, ради места у «корыта» готовых сегодня оплевывать все, что вчера вылизывали, и вылизывать то, что вчера топтали. Существует Украина, стремящаяся сохранить себя в том цивилизационном поле, в котором она возникла и сформировалась, и есть Украина, готовая на все, лишь бы отвергнуть свое прошлое, перепрыгнуть в иной цивилизационный блок и бесследно раствориться в небытии, став питательной средой иной цивилизации.

Вопроса цивилизационного выбора прямо касается ныне активно пропагандируемый догмат «Украина – не Россия». Опираясь на наследие Дмитрия Корнилова, можно уверенно сказать: одна из этих Украин с Россией уж точно не имеет ничего общего. И каждый  из нас волен сам решить, к какой из этих двух Украин он себя относит. 

Думается, наследие Дмитрия Корнилова должно найти приверженцев среди тех, кто способен мыслить, искать ответы на основополагающие вопросы нашего бытия, а не покорно ждать участи, приготовленной ему другими. 

Мне вспоминается изречение известного киевского журналиста, не чуждого ценностям, сформулированным Димой. Вдумайтесь: «Мы совсем недавно принадлежали к великой цивилизации и жили в великой стране. А теперь они живут в нас. И это залог того, что мы сохраним свою принадлежность к великой цивилизации и будем жить в великой стране». 

Когда умер Дима, ушел не просто прекрасный человек с пытливым умом и активной жизненной позицией – угасла искорка Великой цивилизации и погибла частичка Великой страны. И тем большую ответственность  это налагает на тех, кто разделяет  позиции и взгляды Дмитрия. Его наследие должно стать достоянием как можно большего числа мыслящих людей. И пусть эта книга будет первым шагом на этом долгом и трудном, но очень благородном пути.

Социальные сети:           


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>