Владимир КОРНИЛОВ: Артем — это Че Гевара Юга России!

В газете «Коммунист» появилось мое интервью, приуроченное к 130-летию лидера ДКР Артема-Сергеева. В частности, вот что я сказал: «Не будь наши нынешние «дэржавныки» такими примитивными, как они есть, если бы они действительно пытались «сшить» Украину, они бы искали в украинской истории такие фигуры, как Артем. Да, он большевик, но ведь бандеровцы носят футболки с изображением Че Гевары? Так вот, Артем — это Че Гевара Юга России! Нужно всячески тиражировать этот образ, чтобы люди Юго-Восточной Украины понимали, что и в их истории есть герой, который им гораздо ближе, который гораздо ярче образов исторических персонажей, навязываемых в качестве героев нынешним школьникам, и, конечно же, по своей масштабности ни в какое сравнение ни идущий с какими-нибудь Цегельскими или Петрушевичами (я уж не говорю о нацистских коллаборационистах вроде Бандеры или Шухевича, которые достойны только презрения, а не почестей). Но вместо того, чтобы воссоздать образ уникального героя, власть переименовывает улицы, названные в его честь, давая им просто порази­тельные названия. Например, в Киеве улица Артема уже который год переименовывается в улицу Сечевых Стрельцов. Это тех самых «вояк», которые кому только не служили, уподобляясь наемникам, — и австрийцам, и УНР, и деникинцам, и даже большевикам. Да и воины из них были никакие. При первых же выстрелах они, как правило, разбегались во все стороны. Нонсенс! Складывается впечатление, что происходит оккупация исторических образов юга и востока Украины».

Читайте полное интервью:

Владимир КОРНИЛОВ: Власть наступает на одни и те же грабли


На фоне чествования в Украине разного рода нацистских пособников, псевдопатриотов и прочих личностей, которые своей деятельностью принесли стране больше вреда, чем пользы, совершенно незамеченным остался 130-летний юбилей настоящего патриота, основателя Донецко-Криворожской республики (ДКР) Федора Андреевича Сергеева — Артема.    
Об этом государственном образовании и о личности самого Артема мы беседуем с автором единственного на данный момент фундаментального исследования по истории ДКР «Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта» директором Украинского филиала Института стран СНГ Владимиром КОРНИЛОВЫМ.


— Владимир Владимирович, в чем заключается феномен Донецко-Криворожской респуб­лики?
— Феномен заключается не в республике как таковой — в те годы таких республик, возникавших на развалинах Российской империи, было достаточно. Но в отличие от аналогичных государственных образований, создававшихся на территории Юга России, историю ДКР фактически никто никогда не исследовал. О ней лишь вскользь упоминали, и то благодаря личности Федора Андреевича Сергеева, поскольку, говоря об Артеме, обойти ДКР, основателем которой он являлся, было сложно.
При этом история УНР, ЗУНР упоминалась всегда, тем более изучается сейчас. А вот о советском государственном образовании, огромном по территории, мощном по своему индустриальному потенциалу, ставшем частью Советской Украины, во главе с яркими личностями, за 95 лет с момента создания не было написано практически ничего. Если по истории УНР написаны фолианты, изданы целые тома документов, если донецкие школьники учат наизусть фамилии мелких западноукраинских деятелей, малоизвестных даже в Западной Украине, то им ничего неизвестно о гораздо более масштабных фигурах, творивших историю их родного региона — это и есть феномен! Феномен замалчивания собственной истории!
Подумайте только, до появления книги «Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта», автором которой я являюсь, ни в СССР,
ни, тем более, на Украине не было издано ни одной монографии, ни одной брошюры, отдельно посвященной истории этого административного образования!

— Какую роль сыграла ДКР в истории Украины?
— Сегодня многие любят говорить о «государствообразующей нации». Так вот, если уж использовать такую терминологию, то ДКР (хотели ее жители этого или нет) стала «государствообразующей» для Украины. Не надо забывать, в 1919 году УССР была создана путем соединения трех государственных образований, существовавших до немецкой оккупации в 1918 г.: собственно советской Украины со столицей в Киеве, Одесской республики и ДКР. Другими словами, эти три образования и создали в 1918—1920 годах Советскую Украину. Заметьте, по решению Москвы! По решению Ленина и Сталина, о чем почему-то вчистую забывают современные украинские национал-патриоты.
Хотелось бы обратить внимание на один немаловажный факт. Когда детям вдалбливают в головы фамилии деятелей, которые никакого отношения к «большой Украине» не имели, забывают главное: ведь нынешняя «нэзалэжна» Украина является правопреемницей не УНР, не ЗУНР, а именно Украинской Советской Социалистической Республики, о чем и записано в ныне действующих законах. В частности в Законе «О правопреемственности». Соответственно, именно ДКР является государствообразующей единицей для нынешней Украины, а не УНР и уж тем более не ЗУНР. Но национал-патриоты предпочитают об этом умалчивать.
Анализируя современные украинские учебники, диву даешься. В учебнике для десятого класса, написанном С. Кульчицким и Ю. Шаповалом, УНР отведено, по меньшей мере, 35 страниц, ЗУНР — 13 страниц. А знаете, сколько отведено Донецкой республике? Ни слова! Ни одного упоминания! Как будто бы ее и не было вовсе!
Донецкие или харьковские дети зубрят фамилии львовских предков Тягныбока, никакого отношения к истории востока Украины не имевших, а о том, что на их родных землях существовала Донецкая республика, не знают! А ведь это яркие страницы истории их родного края, которыми можно и нужно гордиться. И уж тем более изучать их! Ведь это ДКР, а не УНР или даже Советская Россия, объявила войну Германии и воевала, сражалась до последнего! Это войска Донецкой республики под руководством Ворошилова совершили беспримерный поход из Луганска в Царицын, воспетый в советской литературе и кино в 30-е годы. Несколько десятилетий назад по местам этого похода устраивали туристические туры, а сейчас школьник Луганска или Донецка не найдет даже упоминания о славной истории своего края на страницах учебников.

— Наверное, только человек с такой судьбой, как Федор Андреевич Сергеев — Артем, мог стать основателем ДКР и противостоять многочисленным противникам, от немцев и войск Центральной рады до казаков атамана Каледина. Почему сегодня его имя предано забвению? Ведь молодежь практически ничего, кроме названия улиц и заводов, не знает об этой исторической личности?
— Я уверен, что Донецкая республика была бы создана и без Артема, как была создана Одесская республика, республика Тавриды, Донская советская республика и т.д. Тем более что идея создания ДКР витала в воздухе еще до революции 1917 года и была реакцией на несовершенство административно-территориальной системы России. Эта идея была заложена еще промышленниками Донбасса, мечтавшими объединить промышленные регионы, которые до того были разделены административными границами (не надо забывать, что границы Донецко-Криворожской области были определены Временным правительством).
Но, конечно же, нельзя отрицать огромной роли Артема, как нельзя отрицать и уникальности этой личности. Его харизма, энергия и фантастическое умение влиять на массы в то время и в том регионе были несравнимы ни с чем. Фигуры такого масштаба на юге России просто не было!
В отличие от истории ДКР, биография Артема освещалась достаточно широко, он был фактически «канонизирован» в Советском Союзе, о нем написано немало книг и сняты фильмы. Но вы знаете, когда я сел за изучение биографии этой личности, я понял, что история его жизни полностью так и не описана! Многие страницы его биографии все еще остаются белыми листами. Чего только стоит так и не расследованная, загадочная гибель этого человека! Некоторые факты, не вписывавшиеся в канонический образ «непримиримого борца» и волевого «организатора рабочих масс», просто умалчивались, не говоря уж о том, что сейчас никто об Артеме не пишет.
Знаете, что меня больше всего поразило в биографии Артема? Его потрясающая харизма! Где бы он ни появлялся — везде моментально становился признанным лидером. Будь то Австралия, Китай, Харьков, Донбасс, Урал или Сибирь!
Представьте себе, в 1911 г. никому неизвестный в Австралии строитель железной дороги Артем прибывает в Брисбен на собрание «Союза русских эмигрантов», который на тот момент уже собирался ликвидироваться в связи с его неэффективностью. Артем выходит на трибуну, произносит лишь одну речь — и тут же избирается лидером этой организации, вдыхает в нее жизнь, выпускает первую русскоязычную газету Австралии, становится признанным профсоюзным деятелем Зеленого континента! Вы представляете, каким умением влиять на публику, каким даром надо обладать, чтобы так сразу завоевывать сердца публики!
Когда в 1917 году Артем вернулся в Харьков из эмиграции, РСДРП(б) в рабочих регионах Юга России (разве что за исключением Луганска) представляла собой печальное зрелище. Отсутствовали не только яркие личности, но и единая организационная структура, шла жесткая борьба за лидерство среди местных большевиков. И буквально после нескольких выступлений Артема он сразу же становится признанным лидером! Его моментально вводят в ЦК РСДРП(б). Столицей донецко-криворожских большевиков сразу становится Харьков, а организация набирает такую мощь и силу, что уже в конце июля 1917 года Яков Свердлов на 6-м съезде партии заявляет: «На прошлой конференции были представлены только две области: Север и Урал. В настоящее время… мы имеем еще одну область — Донецкий бассейн». А ведь прошло несколько недель после возвращения Артема в свой родной регион.

— Скажите, ведь Артем не был ни аристократом, ни интеллигентом, как ему удалось без какого-либо образования повести за собой людей?
— Он действительно был выходцем из деревни в Курской губернии, но его семья была довольно зажиточной по местным меркам — позже таких людей стали называть кулаками. Его отец с разной долей успеха вел строительный бизнес и, кстати, специализировался на строительстве церквей в Екатеринославе и в Донбассе. Водившиеся в семье деньги позволили дать сыну очень достойное по тем меркам образование. Федор Сергеев учился в одном из лучших учебных заведений Екатеринослава и уже в студенческие годы стал известным в городе репетитором, зарабатывая на хлеб самостоятельно.
Дальше было одно из лучших учебных заведений России — Московское императорское техническое училище (то, что сегодня называется МГТУ им.Баумана). Именно там Артем примкнул к социал-демократам, модному среди интеллектуальных студентов течению, и даже успел принять участие в одной из первых уличных манифестаций в Москве, возле памятника Пушкину, где и был задержан царской охранкой. Это не позволило продолжить дальнейшее обучение и подвигло молодого человека встать на революционный путь. При этом он продолжал постоянно учиться, в частности стал слушателем знаменитой Русской высшей школы общественных наук в Париже, через которую прошли многие социал-демократы. Там он слушал лекции Ленина, с которым тесно сошелся и стал до конца своих дней верным соратником вождя РСДРП(б).
А дальше началась по-настоящему яркая и потрясающая биография.  Не будь наши нынешние «дэржавныки» такими примитивными, как они есть, если бы они действительно пытались «сшить» Украину, они бы искали в украинской истории такие фигуры, как Артем. Да, он большевик, но ведь бандеровцы носят футболки с изображением Че Гевары? Так вот, Артем — это Че Гевара Юга России! Нужно всячески тиражировать этот образ, чтобы люди Юго-Восточной Украины понимали, что и в их истории есть герой, который им гораздо ближе, который гораздо ярче образов исторических персонажей, навязываемых в качестве героев нынешним школьникам, и, конечно же, по своей масштабности ни в какое сравнение ни идущий с какими-нибудь Цегельскими или Петрушевичами (я уж не говорю о нацистских коллаборационистах вроде Бандеры или Шухевича, которые достойны только презрения, а не почестей).
Но вместо того, чтобы воссоздать образ уникального героя, власть переименовывает улицы, названные в его честь, давая им просто порази­тельные названия. Например, в Киеве улица Артема уже который год переименовывается в улицу Сечевых Стрельцов. Это тех самых «вояк», которые кому только не служили, уподобляясь наемникам, — и австрийцам, и УНР, и деникинцам, и даже большевикам. Да и воины из них были никакие. При первых же выстрелах они, как правило, разбегались во все стороны. Нонсенс! Складывается впечатление, что происходит оккупация исторических образов юга и востока Украины.

— Некоторые современные украинские историки утверждают, что ДКР не пользовалась поддержкой населения. Так ли это?
— На страницах своей книги я дискутирую на эту тему с этими утверждениями. К примеру, один из историков утверждает, что границы ДКР были определены, но никогда не были демаркированы и делимитированы. Да, действительно, они не были делимитированы. Но, извините, а какие в то время границы вообще подвергались демаркации или делимитации? Быть может, УНР или ЗУНР? А когда же был референдум по поводу провозглашения УНР или тем более о присоединении к ней регионов, которые до Третьего Универсала не признавались в составе Украины даже самим Киевом?
Что касается поддержки населения, то как, скажите, мы ее должны сегодня замерять? Ведь никто не проводил ни референдумов, ни плебисцитов. Винниченко, к примеру, в своих мемуарах признается, что местное население (причем именно этнические украинцы!) лютой ненавистью ненавидели УНР и Центральную раду.
Если мы сравним уровень легитимности того или иного государственного образования, то у ДКР он ничуть не ниже (а то и выше), чем у УНР. Кто, скажите, выбирал Центральную раду? Собрались некие сельские учителя, историки, дезертиры, объявили себя «элитой украинськои нации» и заявили, что они — законная власть на данной территории.
Правительство же ДКР сформировано самым демократическим для того времени путем. Советы (заметьте, органы, признанные в 1917 году и Временным правительством!) выбрали делегатов, которые, имея на то полномочия, провозгласили Донецко-Криворожскую республику, а местный облисполком, сформированный на многопартийной основе, демократично избрал правительство во главе с Артемом. Есть целая масса решений местных Советов, признающих органы этой власти. Есть прошения целых городов с просьбой принять их в состав ДКР, примером чему может служить Бердянский Совет, к тому времени не входивший в ДКР, но просившийся в ее состав. Что еще нужно для доказательства того, что уж как минимум уровень легитимности этой республики и ее поддержки среди населения был не меньше, чем у других подобных образований?

— Вся история ДКР окутана мифами. Какие из них вы могли бы выделить?
— Я как-то написал статью «15 мифов и правда о ДКР», где выделил главные мифы. Хотя на самом деле их гораздо больше. Это связано с тем, что история ДКР практически не изучалась. А чем больше ее историю запрещали, тем большим количеством мифов она обрастала, тем более плотной становилась аура таинственности вокруг нее. И чем больше ее будут замалчивать или нагло фальсифицировать, как это делается в последнее время, тем больше она будет героизироваться в глазах жителей востока Украины.
Ну вот, к примеру, одним из мифов, который проник даже в некоторые словари и Википедию, является миф о государственном флаге этого образования. С легкой руки общественной организации «Донецкая Республика», созданной на волне «оранжевых» событий 2004 года, в Интернете активно стала развиваться легенда о том, что у ДКР якобы существовал черно-сине-красный флаг. Затем нашлись «специалисты», заявившие, что им доподлинно известно о том, что в 1918 году использовалось красно-сине-черное знамя.
На самом деле данный триколор был флагом организации «Интердвижение Донбасса» в конце 1980-х — начале 1990 годов. Это знамя возникло в разгар дискуссии вокруг того, какой флаг будет у независимой Украины — сине-желтый или красно-синий. Понятно, что «Интердвижение» отстаивало красно-синий вариант и предложило в качестве флага Донбасса именно эти цвета. Логика была проста: красно-синий флаг Украины и черная полоска, символизирующая уголь. Затем этот флаг кто-то перевернул — и появилось «историческое знамя ДКР».
У Донецкой же республики в 1918 году, конечно же, не могло быть иного флага, кроме знамени Советской России. Поскольку основатели ДКР не думали об отделении от России и планировали стать автономным субъектом Советского федеративного государства. Поэтому и флаг использовали исключительно советский, красный.
И сейчас какой факт о ДКР ни возьми из Интернета — все миф или легенда, обрастающие всевозможными подробностями. Даже относительно даты ликвидации ДКР вы найдете всюду разные данные.
Еще одна циркулирующая байка заключается о вхождении ДКР в состав Украины. Появилась она с легкой руки Скрыпника. Было заявлено, что якобы в марте 1918 года на втором Всеукраинском съезде в Екатеринославе Артем, который действительно там присутствовал, признал вхождение ДКР в состав советской Украины, чего на самом деле не было.
Артем приехал в Екатеринослав, пожелал удачи съезду от имени Донецкой республики, ни слова не сказав о том, что кто-то куда-то входит и тут же уехал на казачий съезд, передавая такой же привет казакам.
События тех дней подтверждаются документами, но байка, в свое время внесенная даже в советские учебники по истории, живет до сих пор. Авторов этой легенды даже не смущает тот факт, что всего-то через несколько недель, в апреле 1918 г., правительство ДКР обратилось с нотой к мировым лидерам с протестом против оккупации немцами независимой Донецко-Криворожской республики. Ни о какой Украине и тем более о вхождении ДКР в эту Украину к тому времени и речи не шло.

— Владимир Владимирович, 20 марта исполнилось 130 лет со дня рождения Артема. Вы обращались к предпринимателям пожертвовать на памятник этому выдающемуся человеку. Кто-нибудь откликнулся?
— Никто. Я призывал донецких предпринимателей, которые в годы Ющенко жертвовали миллионы на строительство памятников Голодомору или «героям Крут», скинуться и восстановить грандиозный памятник-мавзолей Артему работы Кавалеридзе в Бахмуте (ныне Артемовск). Этот памятник сам скульптор считал вершиной своего творчества, но он был разрушен в годы войны немцами и так и не восстановлен, в отличие от ряда других творений Кавалеридзе.
Я призывал также отметить юбилей Артема на государственном уровне. Ведь у нас порой празднуются юбилеи всевозможных деятелей, о которых и не слышал никто. Им открываются памятники, организуются всевозможные мероприятия, которые осуществляются за счет бюджетных средств. А чем же Артем хуже? Остается надежда на коммунистов, которые все же внесут соответствующий проект постановления в Верховную Раду. Лучше поздно, чем никогда. Юбилейный год-то ведь еще не прошел. Тем более что это признанный деятель мирового коммунистического рабочего движения. 

— Почему нынешняя власть, в большинстве своем являющаяся выходцами из тех самых областей, на которых была образована ДКР, так мало внимания уделяет истории собственного края, продолжая в гигантских объемах продуцировать националистические мифы?
— К большому сожалению жителей восточных областей, да и моему личному, элиты Донбасса, отличающиеся деловой хваткой и прагматизмом, никогда не понимали роли и значения идеологии. Всегда приходя к власти на какой-то территории, они считали первоочередной задачей взять в свои руки рычаги управления экономикой, финансовые потоки и т.д., отдавая идеологию выходцам из других регионов. Так было во времена Кучмы, так происходит и во времена Януковича достаточно посмотреть на состав Гуманитарного совета при нем. Власть отказывается учиться на исторических ошибках, постоянно наступая на одни и те же грабли.

— Не так давно, на одном из телеканалов вы принимали участие в дискуссии относительно «уникального исследовательского проекта» «ДНК-портрет нации». Какое общее впечатление оставили этот проект, и собственно сам уровень дискуссии?
— Дело в том, что я стоял у истоков создания телеканала «Украина», и в этой связи мне особенно стыдно, что этот телеканал превратился в конвейер по штамповке эпатажных антинаучных передач, фальсифицирующих историю собственной страны. «ДНК-портрет нации» и вышедший за ним документальный фильм «1941» — яркое тому подтверждение. Насколько я понимаю, это не последние проекты подобного рода.
Опять же, заметьте, кто владеет каналом? Выходцы из того же донецкого региона! Те самые люди, которые в 2004—2005 годах пострадали от «оранжевых». Это те, кто в тех же годах провозглашали здравые идеи двуязычия, федерализма и т.д. Теперь же на их канале сознательно выбрана одна идеологическая установка, которая постоянно насаждается.
Ведь не случайно, что какую передачу ни возьми, там нет ни слова о многоязычии, об исторической близости русского и украинского народов, о Великой Победе. Честно, я бы не пошел и на дискуссию относительно «ДНК», если бы знал, о чем там пойдет речь. Когда было заявлено, что украинцы это и есть «истинные арийцы», все стало понятно.

— Не кажется ли вам, что обилие в информационном пространстве националистической пропаганды, всевозможной «европейскости», призвано сменить самоидентификацию жителей юго-восточных областей?
— Над сменой идентичности давно и целенаправленно работают. Это главная цель националистов. Доклад Национального института стратегических исследований, подготовленный несколько лет назад для президента Виктора Ющенко, прямо говорит о том, что украинское общество должно преодолеть «дихотомию идентичности украинской нации». То есть унифицировать подходы к истории, к историческим личностям — понятно, в каком направлении. А без смены идентичности жителей юго-востока Украины это сделать невозможно. Меняются президенты, правительства, а поставленная задача выполняется.

— Одним из приоритетов внешней политики России является борьба с фальсификацией истории. Где же реакция?
— Позиция России в последнее время меня искренне удивляет. Именно Россия должна была бы озаботиться тем, что конечная цель всех этих преобразований со сменой идентичности украинского народа вообще, и особенно юго-востока, сводится к тому, чтобы создать на границе с РФ враждебное государство, эдакую Анти-Россию. И конечно же, позиция Москвы должна в этой связи проявляться четко и определенно. Чего, к сожалению, в последние пару лет мы не видим. 


Автор:Беседовал Максим КУЗЬМЕНКО

Социальные сети:           


Владимир КОРНИЛОВ: Артем — это Че Гевара Юга России!: 11 комментариев

  1. спасибо!
    статья интересная. Вот о каких Героях нужно рассказывать нынешней учащейся молодежи.

    Фильмы. Скажите, какие фильмы об Артеме, вы бы рекоменодовали посмотреть?

    • Ну, есть один фильм (насколько я помню, двухсерийный), который так и называется: «Артем». Снят на Одесской киностудии в 70-е годы. А ныне, разумеется, на полке. Я все пытаюсь его раздобыть, связывался и с Одесской студией. Но пока мне этого не удалось…

  2. «Другими словами, эти три образования и создали в 1918—1920 годах Советскую Украину. » Не три утворення, а території цих тимчасових утворень. Вони ж угод ніяких між собою не підписували. Ви постійно, чомусь забуваєте про ідеологію, без марксизму ніяких подібних утворень не існувало б.

    • А УНР и ЗУНР подписали «угоду». И как это изменило их статус по сравнению с ДКР или Одесской республикой? На самом деле, все эти республики подписывали соглашение о военном союзе и даже назначили главнокомандующего – Антонова-Овсеенко

  3. Виходить, що Артем вчився в тому ж закладі, який закінчував ідеолог нацизму Розенберг, цікаво.

  4. «К большому сожалению жителей восточных областей, да и моему личному, элиты Донбасса, отличающиеся деловой хваткой и прагматизмом, никогда не понимали роли и значения идеологии. » Не скажіть, а Табачник Міністр освіти, а комуністка Гінзбург – керівник державного архіву, до того ж без гуманітарної освіти, а комуніст Солдатенко – «керівник інституту національної пам’яті». А «мовники» Колісниченко -Ківалов, як раз в цьому питанні, Партія регіонів працює досить активно. Інша справа, що ця робота не подобається багатьом громадянам, так це інше питання.

  5. Федор Кузьмич, 45 лет, г. Антрацит, слесарь говорит :

    Владимир Корнилов, а вы патриот Украины или нет? Вот честно скажите.

  6. Союз Донецкой, Одесской и Таврической республик мог бы быть мощным и процветающим регионом пока Сталин не влез бы сюда со своей любимой украинизацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>